Tulaprocess.ru

Ремонт и стройка
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резной конек на крышу

Резной конек на крышу

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая (из тонких досок хвойных пород), гонтовая (польское gont — дранка; небольшие дощечки длиной 50 — 60 см; тонкий край входит в паз толстой кромки соседней дощечки) или из дранки (дрань — очень длинные колотые сосновые дощечки, по крыше располагались горизонтальными рядами с напуском). В 16 и 17 веках кровлю часто покрывали сверху березовой корой от сырости; это придавало ей пестроту. Иногда на кровлю клали землю и дерн для предохранения от пожара.

Обычно крыши имели два ската на длинных сторонах и щипцы (верхняя часть стены в форме угла, ограниченная скатами крыши, не отделенная, в отличие от фронтона, от низа особым горизонтальным карнизом ) на коротких. Иногда разные помещения дома имели отдельные крыши. В богатых домах крыши могли быть более сложной формы — бочечной или епанечной (от «епанча» — плащ — крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху).

Крыши украшались резными деревянными деталями. По краям ската прибивались резные доски над

очельем (фронтон деревянного дома, ударение на «е»), называвшиесяпричелинами, с конька на стыке двух причелин свешивалась короткая вертикальная резная доска — полотенце (кисть или ветреница). Причелина заканчивалась резной кистью.

Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые. Основа кровли — слеги. Слега — продольное бревно, несущее часть крыши. Эти горизонтальные бревна врубаются через бревно по скату щипца (очелья) с остатком, образующим свес кровли. Они обеспечивают связь самцов (бревен щипца) и обрешетины. Верхняя слега называлась коньковой, т.к. находилась под коньком крыши, или

князевой, нижняя — повальной слегой. Торцы самцов обрубались заподлицо с наружной поверхностью слег.

Разновидностью самцовой крыши была крыша «на потоках и курицах«. В таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели. Комлевая часть ствола (их корни) загибаются в виде крюка перпендикулярно стволу так называемой кокоры (ударение на втором «о»). Крюки поддерживают потоки (водоспуски, застрехи, сливы иливодотечники), т.е. выдолбленные в виде желоба бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном — охлупнем. Охлупень (ударение на «о»), шолом — бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку (назывался также конь, князь, князек) тесовой кровли и прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п. На севере крестьяне говорили: «Конь на крыше — в избе тише», считая эти изображения «оберегами«, добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Иногда конек был одновременно и князевой слегой (слега на верхнем углу кровли, в крыше на потоках под охлупнем, который крепится к ней

стамиками), неся двойную конструктивную функцию. Тогда концы охлупня лежат прямо на верхних бревнах — самцах очелья, упрощая конструкцию крыши. Охлупень удерживается на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков (в разных районах стамики называются по-разному — столбики, солдатики, шарики, птички, бабайки, сороки) деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу (коньковый брус) и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия «сороки» и «птички».

Тесины укладываются внахлест двумя рядами, верхний называется красным тесом, а нижний

подтеском. Между рядами теса была прокладка бересты (два теса со скалой). Под курицами находятся подкурятники — верхние венцы сруба продольной стены.

Доски на фасаде имели разные названия. Кисть — выступающий нижний конец причелины, украшенный резьбой. Сопля — вертикальная доска на фасаде избы, закрывающая стык причелин. Огнива (ударение на «и») —

короткая вертикальная доска с прихотливым силуэтом, свисающая от конька самцовой кровли на главном фасаде крестьянского дома и соединяющая гнеты, могла быть украшена резьбой.

Существует несколько видов и разновидностей деревянной крыши избы.

Крыша с «гнетами и огнивами« имела ту же конструкцию, что и самцовая. Но для большей прочности ниже конька укладываются продольные бревна (гнеты), врезанные концами в доски (огнива) со стороны щипца. При усыхании древесины вся конструкция сжимается, приобретая монолитность.

Полусамцовая кровля — покрытие деревянной постройки, при котором его продольные балки неглубоко врезаны в неплотно расположенные бревна щипцов над торцовыми стенами.

Крыша в жёлоб:
— древнейший вид тесовой кровли, в котором тесины, спускаясь от конька, упираются нижними концами в желоб, укрепленный на курицах;
— вид деревянной кровли, в которой вместо тесин уложены продольные половинки бревен с выдолбленной сердцевиной, поочередно обращенные то вниз, то вверх, перекрывая промежутки.

Крышa взакрой — покрытие горизонтально уложенными тесинами в один слой, с напуском. каждой верхней тесины на нижнюю.

Шатер — пирамидальное покрытие с крутыми скатами, очень часто применялся в церковной архитектуре, но встречался и в жилищной.

Епанча — крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху. Сквозной щипец вверху епанчи, освещающий чердак, назывался огузок.

Коньки на крышах

Почти каждый музейный экспонат имеет чем-нибудь примечательную «биографию». В ней и вся жизнь предмета, годами служившего людям, и история его происхождения, часто уходящая в глубокую древность.

В одном из залов музея высоко на стене поместились две деревянные скульптуры загадочных зверей. Мощная выпуклая грудь, лебединая шея, навостренные уши. Выразительны силуэты фигур с величаво склоненными головами. Серебристое дерево со следами мха и лишайников местами будто тронуто золотом. Извивы волокон древесины напоминают узоры вспенившейся волны. В фигурах чудится что-то дремучее, идольское. Вглядевшись, узнаем изображения коней. Они с Севера. Одного привезли из тарногских лесов Вологодской области, другого — с Северной Двины. Каждому более ста лет. Третий охлупень, находящийся теперь в фондах музея, был во время одной из экспедиций на Северную Двину снят с заброшенного, готового рухнуть дома, построенного в 1854 году. Этому коню — 130 лет.

Русский Север — край потомственных древоделов. Здесь возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие гармонией пропорций, циклопичностью своих седых бревен. И теперь вологодская и архангельская деревни — это стихия дерева. Почти каждый крестьянин — более чем хороший плотник: умеет и дом срубить, и украсить его.

Традиционное украшение — конек на крыше. Мастерски владея топором, северянин вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели, плотная смолистая древесина которых стойко сопротивляется времени и невзгодам сурового климата. Тяжелое бревно-охлупень с конем строитель поднимал на крышу избы. Концы тесин кровли плотно входят в желоб, выдолбленный снизу, вдоль всего бревна. А конь над фронтоном как замок закрепляет их и придает прочность всей конструкции покрытия.

Двускатные кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного охлупня недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны и каждое получает скульптурную обработку. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом.

Пластика этой своеобразной скульптуры, в которой скупо выявлены только основные формы, великолепно согласуется с пластикой бревенчатого сруба. Возвышаясь над фронтоном, скульптура завершает композицию фасада избы.

В натуре северного строителя-плотника постоянно проявляется художник. В изгибах корней он угадывает очертания конской головы или головы птицы (птицы тоже украшают щипцы кровель, особенно часто на избах по реке Пинеге) и талантливо превращает случайную природную форму в художественно выразительную. Ни один конек не похож на другой, с соседней избы. То он гордый и стремительный, то могучий, богатырский, то маленький, скромный, будничный коник. И птица предстает или в виде утицы, или в образе сказочной царь-птицы с причудливым навершием-короной вместо гребня.

Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом дерево приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. В белую ночь конек фантастичен. Коньки живут вместе с природой.

Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Вначале охватывает странная робость: ведь каждый конь так реален при всей условности образа. На смену ей приходит радость от встречи с творениями талантливых мастеров.


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Заостровъе, Архангельская губ

Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они «курицами». Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-«голубцов» на старинных погостах по всему русскому Северу, от Карелии до Печоры.

Образ коня — один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.

В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает «охраняющий» очаг конь — крутой завиток навершия толстой доски с головой животного (как в сказке, там тоже кобылица «змеем голову свила»). Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют «коничек». У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе — ковш или солоницу с конской же головой. И на полотенце, обрамляющем зеркало, может быть вышит конь. На прялках среди травных завитков — то красный, то золотой конь со всадником или в упряжи.


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ

Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником земледельца и другом ратника. В богатейшем русском фольклоре конь запечатлен как «вещий», «ярый», как прекрасное животное, олицетворение силы, красоты, добра и охранительного начала. Он связывается с древними языческими представлениями славян-земледельцев о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Отражением, отголоском этих древних понятий можно считать обычай окрашивать деревянные игрушки-коники в красный цвет.

Читать еще:  Труба сотка для канализации

До сих пор в некоторых местах бывшей Олонецкой губернии сохранились кони-охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька.

Кони-охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры.


Конь-охлупень. 1854. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень на крыше амбара. XIX в. Вологодская губ

Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые «коньковые подвески».

Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в фольклоре в традиционные поэтические формулы (конь верный, добрый, сказочный Сивка-Бурка, наделенный волшебной силой), а в искусстве — в декоративные образы и мотивы. Для примера можно указать на конские головки в резных навершиях ярославских теремковых прялок и в медных оправах маленьких прялочных зеркал.

Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли еще сохраняется в ряде мест. Нередко возле строящегося дома среди бревен и стружек виден новый охлупень, который вскоре поднимут на крышу и там, рядом с радиоантенной, конь займет свое почетное место. «В нем вся красота дома»,-услышишь иной раз от хозяина. И с этим трудно не согласиться.

Сослуживших службу, обветшалых коней сбрасывают. И лежат они на зеленых лужайках за избами, у обочин дорог, на пустырях, постепенно врастая в землю, все такие же гордые и величавые.

Музейные работники во время экспедиций стараются собрать эти памятники, сохранить, раскрыть их значение, показать их красоту людям.

Творения северных плотников обретают новую жизнь уже в качестве экспонатов, с которыми знакомятся тысячи посетителей Русского музея.

Резной конек на крышу

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин «наличник» употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза», а в Вологодской области «вырези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «личники», а в Новгородской области — «заоконники» или «обналичка». В Московской области — наличник это «олобок», в Архангельской — «обноска», в Карелии — «подзорник», в Пермской — «окладка», в Псковской — «обсадка» и «облипы», в районе Донецка — «обличковка» и «оконная обложка», в Тверской области — «налишина», в Вятской губернии — «заиконок», или «забоконок».
В России резьба по дереву — резное дело — существовала с древних времён. Рисунок назывался «ознамёнка», употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина — опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

Причелина. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.


Причелина — от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, – акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.


Кисть — нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек — в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни — верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Лемех — продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.


Охлупень (Шелом) — бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.


Подзор — свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце — резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте «рушник», что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Ставни — деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

— резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
П римерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические — леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была «корабельная», т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна – слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на «курицы». Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником – шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом – гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, – это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора – комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

— конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» — с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» — без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки – сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки – разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш – с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна – «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс — горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

Украшение фронтонов, стен, крыш

Издревле резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоротивные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов. Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Читать еще:  Вытяжка для вентиляции воздуха

Каждый хозяин хочет, чтобы его дом выглядел гармонично и был красив. Чтобы добиться такого результата, во внешнем интерьере строения все детали должны быть качественными, как следует проработанными. Не только на отделку фасада здесь стоит обращать внимание – важную функцию выполняет дизайн окон, крыльца, входных дверей, фронтона.

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы. Фронтон крыши завершает фасадную стену строения и представляет собой торцевой участок кровли, образованный по бокам ее скатами, в основе которого располагается карниз.

Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной. Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.

Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.

Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

В 19 веке украшение домов искусной деревянной резьбой стало повсеместным, и тогда же оформились традиционные стили резьбы. Резчики каждой местности имели свои излюбленные мотивы, которые постепенно стали их визитной карточкой.
Южные стили резьбы отличают более крупные элементы и просветы между ними, так как резные карнизы и наличники в большей степени служат для украшения. В условиях севера на декоративные элементы ложится большая нагрузка по защите несущих конструкций от воздействия дождя и снега, этим обусловлены меньшие просветы между декоративными элементами, затейливость резьбы, многослойность досок с декором.

Резные функциональные украшения для Вашего дома можно изготовить в различных стилях, их можно подобрать практически под любой интерьер. Это могут быть причудливые завитки, дивные узоры, или классическая резьба в определенном стиле древнего зодчества, включая обережную символику или её отдельные элементы. Резные элементы могут быть скромными, ненавязчивыми или очень заметными и вычурными. Выбор за Вами.

Вы можете проявить свою индивидуальность, выбрав из нашей базы, содержащей немалое количество всевозможных форм и узоров, те из них, которые гармонично впишутся в Вашу жизнь. Или же, проявив творческий навык, Вы можете подобрать наиболее понравившиеся элементы и формы резьбы на бесконечных просторах интернета, и, поработав с ними, создать свое творение, подготовив образец.

Выбор за Вами, определяйтесь — и пусть резьба на Вашем доме радует взгляд, и защищает от непогоды.

Конек, причелины, наличники, шелом, курицы

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования. Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба. Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).

Одна из особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов, композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы — помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода. Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки, распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

Декоративные украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи), потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца, наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота, галереи-гульбища.

Конек на крышу

Коньковая планка, которую зачастую называют коньком, представляет собой деталь в виде наружного угла, монтируемую на верхнем ребре крыши, образованном ее скатами. Она закрывает продольное отверстие между ними от попадания атмосферных осадков и обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства. Кроме того, конек выполняет еще и декоративную функцию – его установка придает крыше завершенный, привлекательный вид. Монтаж данной планки обязателен при устройстве кровли любого типа на зданиях различного назначения: жилых, промышленных, сельскохозяйственных и т.д.

Коньки на крышу изготавливаются из различных материалов. Они бывают металлическими, деревянными, выполненными из полимерно-органического волокна, пропитанного битумным составом, а также ПВХ, и, как правило, совпадают с материалом, из которого сделан материал кровельного покрытия. Коньковые элементы из стали, как правило, бывают оцинкованными либо оцинкованными с полимерным покрытием. Планки, изготовленные из стали с полимерным покрытием, более устойчивы к механическим воздействиям и агрессивному воздействию окружающей среды, а потому долговечны.

Коньки, устанавливаемые на крышу, бывают нескольких видов:

Прямые. Их монтируют на двускатной кровле (прямые коньки используют и на вальмовых крышах, но в сочетании с другими элементами).

Врезные. Они применяются на крышах сложной конфигурации. Их устанавливают на внутренних пересечениях кровельных скатов, которые образуют отрицательный угол относительно линии горизонта. Они располагаются ниже верхнего конька, соединяясь с ним в ендове.

Пересеченные. Эти коньковые планки, как ясно из названия, имеют пересечения и монтируются в горизонтальном направлении.

Полукруглые. Надежно закрывают внешний угол стыков кровельного материала, образующихся при соединении скатов крыши.

Фигурные. Помимо своей основной функции — закрывать отверстие на ребре крыши между ее скатами — они выполняют еще и декоративную, служа украшением кровли.

Как установить конек на крышу дома?

Закрепление конька на ребре крыши происходит после того, как выполнены все работы по монтажу кровельного покрытия. Установка производится с использованием саморезов или специальных гвоздей. В случае, если кровля имеет небольшой угол наклона, перед тем как закрепить коньковую планку, монтируют уплотнительную прокладку. Она предотвращает попадание осадков в подкровельное пространство при сильном ветре и косом дожде.
Перед тем как крепить на крышу уплотнительную прокладку, между ней и коньком необходимо оставить вентиляционный зазор. Он выполняется в самой высокой точке кровли — там, где гидроизоляционный слой устанавливается внахлест. Благодаря ему влага, проникающая под скат кровли, не накапливается там, а испаряясь, выходит наружу.

Купить коньки на крышу для разных видов кровли: черепичной, выполненной из профнастила, а также элементы, необходимые для их крепления (саморезы, гвозди и т.д.), Вы можете в компании «Покрофф». Кроме того, у нас можно получить консультацию специалистов по всем вопросам, касающимся предлагаемых нами товаров. Они дадут советы, как выбрать нужные материалы, и помогут сделать расчет их необходимого количества.

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Дом с резьбой своими руками

Украшение деревянного дома резьбой

Без резьбы строительство традиционного деревянного дома на Руси не считалось завершенным.

В деревянном зодчестве резьбой украшались накладные и выступающие элементы фасада: карниз, ставни, полотенца и особенно кровля. Кроме декоративных функций у накладных резных досок было и конкретное утилитарное назначение – предохранять бревна, подверженные быстрому разрушению, от ветра и прямого попадания дождевой воды и снега.

Поскольку в те давние времена не существовало специальных пропиток для древесины, использовали лишь доступные методы защиты деревянной конструкции.

Защита крыши и резьба

Причелины предохраняли торцы слег, выступающих наружу, от загнивания. Полотенца, К спускавшиеся от причелин, оберегали верхние концы бревен. Непосредственно со свесов кровли спускались деревянные резные карнизы, также на домах крепили фризы – резные доски, окаймляющие стены дома вверху. И те и другие были призваны противостоять воздействию осадков. Для более надежной защиты карнизы и фризы делали многослойными.

Элементы фронтона крыши украшенные резьбой

1 – Фронтон (чело, очелье), 2 – Причелина , 3 – Конек, 4 – Полотенце, 5 – Фриз/карниз

Резьба на доме от бед и невзгод

В древности домовая резьба отражала языческие верования крестьян в добрых и злых духов. Существовала целая система знаков и орнаментов, защищающих крестьянский дом. Как бы ни был беден дом, его элементы непременно должны были быть украшены. Иначе хозяевам не видать удачи, благополучия, а главное, богатого урожая. Резной декор играл роль оберега жилища от злых духов, воздавал хвалу богам неба, чтобы они даровали дожди и солнце, так необходимые для хорошего урожая. По резным доскам фронтона щедро рассыпали знаки, защищавшие от бед и способствовашие процветанию и плодородию. Наиболее часто встречающиеся в домовой резьбе знаки – Солнца (солярные), земли, неба и природных стихий.

Читать еще:  Печи барбекю для беседки из кирпича

Небесный свод на резной крыше

В основе оформления крыши лежала легенда с боге Солнца, летящем по небу в золотой колеснице. Обязательно украшали охлупное бревно v конек, венчающие двускатную крышу.

На самого верху, на главном бревне крыши – охлупне – устанавливали голову птицы, петуха или коня с круто выгнутой шеей. Конь и птица – древние образ Солнца. Двускатные кровли часто имели такую протяженность, что одного охлупня было недостаточно На крыши укрепляли два бревна с противоположных сторон, и два коня глядели сразу в двух направлениях. Иногда к задней части конька прикрепляли хвост из мочала, после чего изба окончательно уподоблялась сказочной колеснице.

Резьба по дереву – солнце, небо и вода

Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего солнца, с правого края – заходящего. Лобовая доска, крепящаяся на пересечении причелин, – полотенце – знаки полуденного солнца в зените. Солнце обозначали кругом с шестью радиусами, крестом внутри или с восемью лучами. Рядом с символом солнца присутствовали знаки земли – ромб, прямоугольник и квадрат. Нарядные волнистые полосы в два-три ряда на причелинах обозначали небесную воду, небольшие кружки – капли воды.

Позже причелины и полотенца стали украшать растительными орнаментами, узорами, имитирующими кружевоплетение, а также стилизованными изображениями животных и мифических существ: русалок, или берегинь, птицы Сирин, львов.

Не дом, а конфетка!

С веками глубокий символический смысл знаков был утрачен, и накладные доски превратились в деревянный декор фасада. Но по-прежнему дом, украшенный резными узорами, выделяется из ряда безликих «соседей» по улице.

Конек крыши: определение, значение, синонимы, предложения

Значение слова «КОНЕК»

Деревянное резное украшение на крыше избы, иногда в виде конской головы.

Значение слова «КРЫША»

Верхняя часть строения, покрывающая его.

Синонимы (v1)

Предложения с «конек крыши»

Другие результаты
Над восточными коньками крыш небо смутными проблесками рассвета окрасилось в жемчужный цвет.
Например, просто изменение цвета крыш с целью улучшения светоотражающих свойств в регионах с теплым климатом или высадка деревьев вокруг домов могут привести к значительному снижению энергозатрат на кондиционирование воздуха.
Наши козы и овцы ели солому с крыш, а мы, пока не пришел конец, ели овец и коз.
Рядом в густой пыли лежали его череп и кости верхних конечностей, а в одном месте, где крыша протекала, часть костей почти совершенно рассыпалась.
Конечно, если например во время королевской свадьбы, обвалилась бы, например, крыша — Боже упаси, на королевской свадьбе — вы бы подумали.
Его крыша почти плоская, как на Востоке, поэтому зимой, во время снегопада, ее подметают. Конечно, крыши для того и возводятся, чтобы их подметать.
И ты не должен оправдываться, что тебе нужен этот канал. Или чистая вода, кондиционер, еда, крыша над головой.
В Сент-Олбансе также сохранились некоторые средневековые настенные росписи, а также расписная деревянная крыша конца 13 века.
Лепная навесная крыша также относится к концу 15 века и имеет резные выступы, на одном из которых изображен герб Ботелера.
Крыша нефа увенчана катаной коньковой крышей и имеет прекрасный каменный колпак колокола на его западном конце.
Самая большая консольная крыша в Европе расположена в парке Сент-Джеймс в Ньюкасл-апон-Тайн, домашнем стадионе Ньюкасл Юнайтед Ф. К.
Во-первых, он был вдохновлен жестяным потолком в бизнесе; во-вторых, у конюшни через дорогу была жестяная крыша, и он назвал ее в честь этого.
У него была двухскатная крыша, покрытая черепицей, которая рухнула и свалила принесенного в жертву коня на пол.
Деревянная крыша, которая была новаторской конструкции, достаточно легка, чтобы ее можно было поддерживать подпорными стенами.
Мансардная крыша наклонена со всех четырех сторон, в то время как крыша Гамбреля остроконечна на концах.
Начиная с конца 1920-х годов в конструкциях использовалась металлическая двухслойная крыша, которая втягивалась в пустоту над пассажирским салоном либо вручную, либо электрически.
При оперативном использовании, поскольку крыша была закреплена, конструкция кокпита затрудняла эвакуацию в аварийной ситуации.
Стены и крыша имеют волнистую форму, придавая конструкции ощущение легкости, но и прочности.
Стены и крыша имеют волнистую форму, придавая конструкции ощущение легкости, но и прочности.
Здание Ротонды было круглое и кирпичное, крыша коническая и шиферная.
Высокая крыша с симметричными небольшими фронтонами на фронтонных концах почти наводит на мысль о грузинском подходе.
В конце 2016 года была введена стеклянная крыша без горизонтальной планки крыши между B-образными колоннами.
В докладе отмечалось, что система кондиционирования воздуха близка к отказу, а крыша была скомпрометирована настолько сильно, что ее необходимо заменить.
Говорят, что по ночам он ездит верхом на своем бело-сером коне по крышам домов, доставляя через дымоход подарки воспитанным детям.
Частокол из заостренных бревен окружал около сорока бревенчатых хижин под коническими крышами.
В конце улицы, внизу за крышами домов, пылало литое, тяжелое море.
Он лишь изредка показывался над горизонтом крышами домов, кончиками фабричных труб, крестами колоколен.
Магазины для 4,5-дюймовых орудий находились снаружи бронированной цитадели и были защищены крышами от 2 до 3 дюймов, 4,5-дюймовыми бортами и 1,5-2-дюймовыми концами.
Поскольку летающие контрфорсы были экспериментальными,Архитектор предусмотрительно добавил дополнительные контрфорсы, скрытые под крышами проходов.
Этот стиль отмечен горизонтальными линиями, плоскими крышами с широкими нависающими карнизами, прочной конструкцией, мастерством исполнения и строгой дисциплиной в использовании орнамента.

На данной странице приводится толкование (значение) фразы / выражения «конек крыши», а также синонимы, антонимы и предложения, при наличии их в нашей базе данных. Мы стремимся сделать толковый словарь English-Grammar.Biz, в том числе и толкование фразы / выражения «конек крыши», максимально корректным и информативным. Если у вас есть предложения или замечания по поводу корректности определения «конек крыши», просим написать нам в разделе «Обратная связь».

  • Теория
    • Грамматика
    • Лексика
    • Аудио уроки
    • Диалоги
    • Разговорники
    • Статьи
  • Онлайн
    • Тесты
    • Переводчик
    • Орфография
    • Радио
    • Игры
    • Телевидение
  • Специалистам
    • Английский для медиков
    • Английский для моряков
    • Английский для математиков
    • Английский для официантов
    • Английский для полиции
    • Английский для IT-специалистов
    • Реклама на сайте
    • Обратная связь
    • О проекте
    • Our partner

      NativeLab Our partner

  • Словари
    • Испанский
    • Голландский
    • Итальянский
    • Португальский
    • Немецкий
    • Французский
    • Русский
  • Содержание
    • Перевод
    • Синонимы
    • Антонимы
    • Произношение
    • Определение
    • Примеры
    • Варианты

Copyright © 2011-2021. All Rights Reserved.

Конек — понятие и значение

Конек это — 1. Конёк а) Гребень крыши, стык наклонных плоскостей двухскатной крыши, брус, идущий по гребню крыши, обычно с резным украшением на его конце. б) Резное украшение — иногда в виде конской головы — на конце гребня крыши.
2. переносное значение Постоянный предмет мыслей, излюбленная тема разговоров для кого- лицо 2. разговорное.
3. Уменьшительно ласкательное существительное: конь (1*1).
4. Ласкательное существительное: конь (1*1). 3. смотрите коньки

Уменьш.- ласкательное к конь (в 1 значение ).

Об излюбленном и постоянном предмете мыслей, разговоров кого- лицо

Древность дворянского происхождения была коньком моего дедушки. С. Аксаков, Семейная хроника.

Рассуждение о молодежи — любимый конек директора. На эту тему он мог говорить сколько угодно. А. Пришвин, Солнечная зима.

Стык наклонных плоскостей двускатной крыши, гребень крыши.

Красивые сытые птицы, встряхивая белоснежными крыльями, одна за другой вылетали из голубятни, в ряд усаживались на коньке крыши. М. Горький, Фома Гордеев.

У старое и об лицо

Продольное горизонтальное бревно, к которому прикрепляются верхние концы ската крыши, а также второе продольное, выдолбленное в виде желоба бревно (обычно с резными украшениями на концах), покрывающее сверху место прикрепления досок к первому бревну.

Резное украшение на конце продольного бревна крыши в виде конской головы и т. падеж

Над избой прилажу Я коньки резные; Сделаю у окон Ставни расписные. И. Суриков, В поле.

Над старой избой гордо высился резной конек. Горбатов, Даша.

— морской конек- сесть на своего любимого конька- сесть на своего конька- оседлать своего конька

Часть речи

Словоформы

См. также

. Это моя профессия и в то же время мой конек Счастлив тот , кому его конек может доставить средства к жизни Нетрудно сразу отличить по выговору ирландца или йоркширца . (Лекции по филологии)

. русская классика . вот бытовая зарисовка , которую многие узнают : ассоциативная зарисовка — конек Л. Н. толстого , который построил на ней львиную долю романа «война и мир »;: см . (Журналистика)

. без использования пародии и политический , философский (или иной ) спор ( Аристофан с Еврипидом ) Пародия — любимый « конек »; многих современных писателей Однако если внимательно присмотреться , то можно заметить , что без пародии не . (ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА)

. либере Эрсан решил сосредоточить управление в своих руках , чтобы сохранить основной « конек » своей группы – крупные ежедневные газеты В середине продал даже свое издание . (Журналистика)

. их значения , соответствуют слова г внутренней формой в немецком языке (ср англ skate ‘ конек ‘ — нем schlittschuh дословно : ‘скользящий ботинок ‘, англ glove ‘перчатка ‘ — нем handschuh . (Лингводидактика)

. улыбку на лице собеседника или слова : «Спасибо за хороший вопрос !»;, значит , вы случайно попали на его конек или «домашнюю заготовку »; В этом случае синхрон будет хорошим , по крайней мере , для вашего собеседника Сколько . (Журналистика)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector